Советы логопеда

Советы логопеда!

05.09.2022

Советы логопеда

Игра — дело серьезное

(Родителям о формировании словаря и грамматических категорий у дошкольников)

Логопедическое обследование детей, зачисленных на логопункт нашего сада, выявило у многих из них не только дефекты звукопроизношения, но и недостаток словаря, несформированность многих грамматических категорий. А то и другое является строительным материалом для развития связной речи.

В норме у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом грамматические категории должны формироваться спонтанно. Но речь живое явление и, она может развиваться только в общении. А общение — это постоянный диалог со взрослым, который должен являться для ребенка примером грамотной, выразительной речи. Но во многих семьях этот диалог подменяется общением с телевизором, компьютером. Именно из-за недостатка речевой практики у дошкольников массовых детских садов выявляются нарушения грамматических категорий и связной речи. Современные исследователи уже говорят о том, что в настоящее время, без руководства взрослых связная речь развивается крайне медленно, с большим трудом или практически не развивается.

Следовательно, чтобы устранить эту проблему или хотя бы существенно ее скорректировать, не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители должны направить свои усилия на ее решение.

Давайте с вами выясним, что же такое грамматический строй?

Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

А связная речь — это уже не просто последовательность слов и предложений, а последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует речь, научаясь мыслить (Ф. Сохин).

Когда же с уверенностью можно говорить о том, что грамматический строй у дошкольника в целом сформирован? Тогда, когда буде видно его умение владеть приемами словообразования и словоизменения, умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая в нем слова, когда будут усвоены все предложно-падежные конструкции.

А к концу дошкольного обучения, к моменту поступления в школу это должно произойти. Дети должны в достаточной мере овладеть грамматическим строем родного языка, чтобы не возникло серьезных трудностей в последующем школьном обучении.

А сейчас я приведу примеры наиболее часто встречающихся нарушений грамматического строя и случаев недостатка словаря у детей старшей и подготовительной к школе групп нашего сада.

Многие дети затрудняются в правильном использовании названий детенышей животных:

- у свиньи — свинята,

- козы — козленыш,

- у коровы теленки.

Часты ошибки в подборе слов с противоположным значением:

низкий — большой,

широкий — плоский,

твердый — легкий…

Есть дошкольники, которые затрудняются в формировании множественного числа существительных и образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

рукав — ракавы,

ухо — ухи,

стул — стулы,

воробей — воробеи, воробли,

глаз — глазы,

рот — роты, рорты.

В ответ на просьбу назвать слово ласково, дети предлагают следующие варианты:

дерево — деревушко,

ваза — вазонька,

гнездо — гнездочко, гнездошко.

Вызывает трудность и образование относительных прилагательных:

стол из дерева — деревной,

инструменты из железа — железячные,

банка из стекла — стекольная.

Больше всего опечалило непонимание многими детьми значений как простых, так и сложных предлогов, неумение употреблять их в речи.

Многие дети старшей и подготовительной групп опускают в речи предлог «в»:

«… лежит коробке, положить банку, поехал Хабаровск».

Вместо предлогов «с», «из», «из-под», «над» часто используют предлог «от»:

вместо «со стола» — «от стола»;

вместо «из коробки» — «от коробки»;

вместо «над головой» — «на голове, от головы, для головы, за головой»;

вместо «из-за спины» — «от спины, из спины»;

вместо «под стол» — «за стол».

Практически совсем не употребляются предлоги «справа от», «слева от», «перед», редко «через», хотя сохранно их понимание. Чаще употребляются предлоги «около», «возле».

У детей затруднено понимание многозначных слов и слов с переносным значением.

Я привела наиболее встречающиеся нарушения грамматических категорий и формирования словаря. На самом деле их значительно больше.

Именно недостаток речевой практики ведет к недостатку словаря, неумению грамматически правильно оформлять речь, а все это в целом приводит проблемам развития связной речи: неумению описать предмет, составить сравнительное описание предметов, составить описательный рассказ по картине, пересказать прочитанный текст, составить рассказ из личного опыта.

Как же родители могут помочь своему ребенку в решении этой проблемы?

Мое предложение — играйте с ним в грамматические игры. Это очень эффективно и незатратно по времени.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

Игры на формирование лексико — грамматических категорий

1. Игра «Чего не стало»

Поставьте на стол 5–6 предметов либо картинок: кубик, пирамидка, мяч, мишка, заяц. Попросите ребенка назвать предметы, затем закройте их ширмой и уберите 1–2 предмета. Выясните: «Чего не стало на столе?» Попросите ребенка ответить на ваш вопрос полным предложением. Например: «На столе не стало кубика».

2. Игра «Посуда»

На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, чайник и т.п. Предложите детям ответить на вопросы: «Из чего едят суп? (пьют молоко, наливают чай и т.п.)».

3. Игра «Повара»

Спросите у ребенка, из чего он сварит борщ, компот. Попросите его ответить полным предложением. Ответы: «Я сварю компот из яблок, груш, персиков и т.п.»

4. Игра «Друзья»

Предложите детям рассказать, с кем они дружат. Ответы детей: «Я дружу с Олей, Сережей, Юлей и т.п.»

5. Игра «Ответь на вопрос»

- Чем режут хлеб?Хочу такой сайт

- Чем пилят дрова?

- Чем вышивают?

6. Игра «Кто чем питается?»

С помощью волшебной палочки «превратите» ребенка в какое-нибудь животное и попросите его рассказать, чем он питается.

Ответы детей: « Я заяц, я питаюсь морковью, капустой» и т.п.

7. Игра «Чем защищаются?»

Проведите эту игру по аналогии с предыдущей.

- Еж — иголками;

- Олень — рогами;

- Конь — копытами;

- Собака — зубами.

8. Игра «Любимая профессия»

Расскажите ребенку о том, какие бывают профессии, затем спросите: «Кем ты хочешь стать?»

Ответы детей: «Я хочу стать поваром, парикмахером, шофером, строителем» и т.п.

9. Игра «Составь предложение из слов»

- девочка, гладить, платье, утюг;

- дети, елка, украшать, игрушки;

- мама, ковер, пылесос, чистить

10. Игра «Ласковая девочка»

Расскажите детям небольшую сказку: «Давным-давно, в одной деревне жили две девочки. Одна была очень злой — путнику воды не подаст, слова ласкового не скажет. А вторая девочка была доброй. Она всех на свете любила, словом ласковым привечала». Предложите детям подумать и сказать, как бы назвала залетевших к ней птиц добрая девочка.

Лексический материал:

скворец — скворушка,

воробей — воробышек,

соловей — соловушка,

журавль — журавушка.

*Данную игру можно использовать на другом лексическом материале.

11. Игра «Скажи по-другому»

Предложите ребенку сказать произнесенную вами фразу по-другому.

Лексический материал:

кружка из глины — глиняная кружка,

мяч из резины — резиновый мяч,

рукавицы из шерсти — шерстяные рукавицы,

кораблик из дерева — деревянный кораблик,

самолет из бумаги — бумажный самолет.

*Данную игру можно провести и на другом лексическом материале, например:

варенье из груш — грушевое варенье,

сок из персиков — персиковый сок,

пирог из яблок — яблочный пирог,

желе из ананасов — ананасовое желе,

компот из слив — сливовый компот.

12. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Попросите ребенка ответить на ваш вопрос одним словом.

Солдатик из олова — какой?… (оловянный)

Шляпа из соломы — какая? …(соломенная)

Цветы на лугу — какие? … (луговые)

Свет от луны — какой? … (лунный)

13. Игра «Измени слово»

Предложите ребенку: закончить предложение, изменяя слова по образцу.

- Волк сильный, а лось — сильнее.

- Беличьи зубки острые, а волчьи — острее.

- Волчья шкура теплая, а медвежья — теплее.

- Еж маленький, а мышка — меньше.

14. Игра «Мой, моя, мое»

Попросите ребенка назвать только те картинки, про которые можно сказать: мой, (моя, мое). Образец: мое яблоко, мой апельсин, моя груша.

15. Игра «Скажи наоборот»

Предложите детям прослушать предложения, добавить в каждое предложение подходящее слово с противоположным значением.

У березки ствол тонкий, а у дуба — толстый.

Заяц трусливый, а лев — смелый.

Суп горячий, а мороженое — холодное.

Воздушный шар легкий, а гиря — тяжелая.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».