Советы логопеда
Советы логопеда!
05.09.2022
Советы логопеда
Игра — дело серьезное
(Родителям о формировании словаря
и грамматических категорий у дошкольников)
Логопедическое
обследование детей, зачисленных на логопункт нашего сада, выявило
у многих из них не только дефекты звукопроизношения, но и недостаток
словаря, несформированность многих грамматических категорий. А то
и другое является строительным материалом для развития связной речи.
В норме
у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом
грамматические категории должны формироваться спонтанно. Но речь живое
явление и, она может развиваться только в общении. А общение —
это постоянный диалог со взрослым, который должен являться для ребенка
примером грамотной, выразительной речи. Но во многих семьях этот диалог
подменяется общением с телевизором, компьютером. Именно из-за недостатка
речевой практики у дошкольников массовых детских садов выявляются
нарушения грамматических категорий и связной речи. Современные
исследователи уже говорят о том, что в настоящее время, без руководства
взрослых связная речь развивается крайне медленно, с большим трудом или
практически не развивается.
Следовательно,
чтобы устранить эту проблему или хотя бы существенно
ее скорректировать, не только педагоги дошкольных учреждений,
но и родители должны направить свои усилия на ее решение.
Давайте
с вами выясним, что же такое грамматический строй?
Это система
взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
А связная
речь — это уже не просто последовательность слов и предложений,
а последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены
точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится
мыслить, учась говорить, но он также совершенствует речь, научаясь мыслить
(Ф. Сохин).
Когда
же с уверенностью можно говорить о том, что грамматический строй
у дошкольника в целом сформирован? Тогда, когда буде видно его умение
владеть приемами словообразования и словоизменения, умение составлять
предложения, грамматически правильно сочетая в нем слова, когда будут
усвоены все предложно-падежные конструкции.
А к
концу дошкольного обучения, к моменту поступления в школу это должно
произойти. Дети должны в достаточной мере овладеть грамматическим строем
родного языка, чтобы не возникло серьезных трудностей в последующем
школьном обучении.
А сейчас
я приведу примеры наиболее часто встречающихся нарушений грамматического
строя и случаев недостатка словаря у детей старшей
и подготовительной к школе групп нашего сада.
Многие дети
затрудняются в правильном использовании названий детенышей животных:
- у свиньи —
свинята,
-
козы — козленыш,
-
у коровы теленки.
Часты ошибки
в подборе слов с противоположным значением:
низкий —
большой,
широкий —
плоский,
твердый —
легкий…
Есть
дошкольники, которые затрудняются в формировании множественного числа
существительных и образовании слов с уменьшительно-ласкательными
суффиксами:
рукав —
ракавы,
ухо —
ухи,
стул —
стулы,
воробей —
воробеи, воробли,
глаз —
глазы,
рот —
роты, рорты.
В ответ
на просьбу назвать слово ласково, дети предлагают следующие варианты:
дерево —
деревушко,
ваза —
вазонька,
гнездо —
гнездочко, гнездошко.
Вызывает
трудность и образование относительных прилагательных:
стол
из дерева — деревной,
инструменты
из железа — железячные,
банка
из стекла — стекольная.
Больше всего
опечалило непонимание многими детьми значений как простых, так и сложных
предлогов, неумение употреблять их в речи.
Многие дети
старшей и подготовительной групп опускают в речи предлог «в»:
«… лежит
коробке, положить банку, поехал Хабаровск».
Вместо
предлогов «с», «из», «из-под», «над» часто используют предлог «от»:
вместо «со
стола» — «от стола»;
вместо «из
коробки» — «от коробки»;
вместо «над
головой» — «на голове, от головы, для головы, за головой»;
вместо
«из-за спины» — «от спины, из спины»;
вместо «под
стол» — «за стол».
Практически
совсем не употребляются предлоги «справа от», «слева от», «перед», редко
«через», хотя сохранно их понимание. Чаще употребляются предлоги «около»,
«возле».
У детей
затруднено понимание многозначных слов и слов с переносным значением.
Я привела
наиболее встречающиеся нарушения грамматических категорий и формирования
словаря. На самом деле их значительно больше.
Именно
недостаток речевой практики ведет к недостатку словаря, неумению
грамматически правильно оформлять речь, а все это в целом приводит
проблемам развития связной речи: неумению описать предмет, составить
сравнительное описание предметов, составить описательный рассказ
по картине, пересказать прочитанный текст, составить рассказ
из личного опыта.
Как
же родители могут помочь своему ребенку в решении этой проблемы?
Мое
предложение — играйте с ним в грамматические игры. Это очень
эффективно и незатратно по времени.
Предлагаю
вашему вниманию некоторые из них.
Игры
на формирование лексико — грамматических категорий
1. Игра
«Чего не стало»
Поставьте
на стол 5–6 предметов либо картинок: кубик, пирамидка, мяч, мишка,
заяц. Попросите ребенка назвать предметы, затем закройте их ширмой
и уберите 1–2 предмета. Выясните: «Чего не стало на столе?»
Попросите ребенка ответить на ваш вопрос полным предложением. Например:
«На столе не стало кубика».
2. Игра
«Посуда»
На столе
предметы: чашка, стакан, тарелка, чайник и т.п. Предложите детям ответить
на вопросы: «Из чего едят суп? (пьют молоко, наливают чай и т.п.)».
3. Игра
«Повара»
Спросите
у ребенка, из чего он сварит борщ, компот. Попросите его
ответить полным предложением. Ответы: «Я сварю компот из яблок, груш,
персиков и т.п.»
4. Игра
«Друзья»
Предложите
детям рассказать, с кем они дружат. Ответы детей: «Я дружу с Олей,
Сережей, Юлей и т.п.»
5. Игра «Ответь
на вопрос»
- Чем пилят
дрова?
- Чем
вышивают?
6. Игра «Кто
чем питается?»
С помощью
волшебной палочки «превратите» ребенка в какое-нибудь животное
и попросите его рассказать, чем он питается.
Ответы
детей: « Я заяц, я питаюсь морковью, капустой» и т.п.
7. Игра «Чем
защищаются?»
Проведите
эту игру по аналогии с предыдущей.
- Еж —
иголками;
-
Олень — рогами;
-
Конь — копытами;
-
Собака — зубами.
8. Игра
«Любимая профессия»
Расскажите
ребенку о том, какие бывают профессии, затем спросите: «Кем ты хочешь
стать?»
Ответы
детей: «Я хочу стать поваром, парикмахером, шофером, строителем» и т.п.
9. Игра
«Составь предложение из слов»
- девочка,
гладить, платье, утюг;
- дети,
елка, украшать, игрушки;
- мама,
ковер, пылесос, чистить
10. Игра «Ласковая
девочка»
Расскажите
детям небольшую сказку: «Давным-давно, в одной деревне жили две девочки.
Одна была очень злой — путнику воды не подаст, слова ласкового
не скажет. А вторая девочка была доброй. Она всех на свете
любила, словом ласковым привечала». Предложите детям подумать и сказать,
как бы назвала залетевших к ней птиц добрая девочка.
Лексический
материал:
скворец —
скворушка,
воробей —
воробышек,
соловей —
соловушка,
журавль —
журавушка.
*Данную игру
можно использовать на другом лексическом материале.
11. Игра
«Скажи по-другому»
Предложите
ребенку сказать произнесенную вами фразу по-другому.
Лексический
материал:
кружка
из глины — глиняная кружка,
мяч
из резины — резиновый мяч,
рукавицы
из шерсти — шерстяные рукавицы,
кораблик
из дерева — деревянный кораблик,
самолет
из бумаги — бумажный самолет.
*Данную игру
можно провести и на другом лексическом материале, например:
варенье
из груш — грушевое варенье,
сок
из персиков — персиковый сок,
пирог
из яблок — яблочный пирог,
желе
из ананасов — ананасовое желе,
компот
из слив — сливовый компот.
12. Игра
«Какой? Какая? Какие?»
Попросите
ребенка ответить на ваш вопрос одним словом.
Солдатик
из олова — какой?… (оловянный)
Шляпа
из соломы — какая? …(соломенная)
Цветы
на лугу — какие? … (луговые)
Свет от луны —
какой? … (лунный)
13. Игра
«Измени слово»
Предложите
ребенку: закончить предложение, изменяя слова по образцу.
- Волк
сильный, а лось — сильнее.
- Беличьи
зубки острые, а волчьи — острее.
- Волчья
шкура теплая, а медвежья — теплее.
-
Еж маленький, а мышка — меньше.
14. Игра
«Мой, моя, мое»
Попросите
ребенка назвать только те картинки, про которые можно сказать: мой,
(моя, мое). Образец: мое яблоко, мой апельсин, моя груша.
15. Игра
«Скажи наоборот»
Предложите
детям прослушать предложения, добавить в каждое предложение подходящее
слово с противоположным значением.
У березки
ствол тонкий, а у дуба — толстый.
Заяц
трусливый, а лев — смелый.
Суп горячий,
а мороженое — холодное.
Воздушный
шар легкий, а гиря — тяжелая.