В МБДОУ ДС № 40 применяется комплексно-тематический подход к организации образовательного процесса.
Он подразумевает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг
единой темы. В качестве тем выступают организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов,
сезонные явления в природе, праздники, традиции. При этом, что немаловажно, реализация комплексно-тематического
принципа тесно взаимосвязана с интеграцией образовательных областей и с интеграцией детских деятельностей.
Образовательный процесс в нашем ДОУ организован в форме тематических недель и тематических
образовательных проектов (старшая и подготовительная группы), в которых комплекс различных детских деятельностей
объединен вокруг единой темы. Именно через различные виды детской деятельности педагоги реализуют содержание всех
пяти образовательных областей.
В течение каждой тематической недели педагог проектирует и организует свою деятельность по четырем
блокам:
I блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе
специально организованных занятий.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» проводятся занятия по направлениям:
«Ребенок и мир природы» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие»
и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие»), «Ребенок и социальный мир» (в интеграции
с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественноэстетическое развитие»),
«Развитие элементарных математических представлений» (в интеграции с образовательными областями
«Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»),
«Конструирование: техническое конструирование из строительного материала, деталей конструкторов,
крупногабаритных модулей» (в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»).
Для реализации образовательной области «Речевое развитие» (в интеграции со всеми образовательными
областями) в нашем тематическом планировании предлагаются занятия по направлениям: «Развитие речи», «Воспитание
любви и интереса к художественному слову».
Для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в интеграции со всеми
образовательными областями) предлагаются занятия по направлениям: «Музыка», «Рисование», «Лепка», «Аппликация»,
«Конструирование (творческое конструирование из природного и бросового материалов, из бумаги)».
Для реализации образовательной области «Физическое развитие» в ДОО проводятся занятия по физкультуре,
физкультурные праздники, досуги, соревнования, в занятия по реализации иных образовательных областей включаются
динамические паузы.
II блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей вне занятий,
в разных формах совместной деятельности педагога и детей. Среди различных форм совместной деятельности взрослых
и детей мы используем игру (сюжетную, дидактическую, с правилами), ситуацию (решение ситуативных задач), проектную
деятельность, мастерскую, коллекционирование, чтение педагогом и восприятие детьми художественной и познавательной
литературы, экспериментирование и исследование, беседы, викторины и конкурсы, наблюдения, экскурсии, работу
в книжном уголке.
III блок. Самостоятельная деятельность детей в режиме дня.
IV блок. Взаимодействие с семьями детей – образовательная деятельность по реализации содержания
образовательных областей в процессе сотрудничества дошкольной организации с семьей.
Как правило, первое знакомство детей с темой недели происходит при освоении образовательной области
«Познавательное развитие» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие»
и «Речевое развитие»), на занятии «Ребенок и окружающий мир».
С темой недели связана специально организованная детская деятельность - коммуникативная, игровая,
продуктивная, трудовая, музыкальная, поисково-экспериментальная, конструктивная, восприятие художественной
литературы, двигательная активность, – через которую реализуются все образовательные области.
Эти виды детской деятельности осуществляются как в форме специально организованных занятий по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, конструированию, лепке, рисованию,
аппликации, музыке и физкультуре (I блок), - так и в различных формах совместной деятельности педагогов и детей вне
занятий: игре (сюжетной, дидактической, с правилами), педагогической ситуации, мастерской, коллекционировании, чтении
художественной литературы, экспериментировании и исследовании, наблюдениях, экскурсиях, беседах, викторинах
и конкурсах (II блок).
Для специально организованных занятий мы предлагаем три группы целей: обучающие, воспитательные
и развивающие. К каждой группе целей мы формируем сначала общие цели в соответствии со Стандартом дошкольного
образования), а затем дополняем их целями дидактическими, связанными со спецификой и содержанием данного занятия.
Блок самостоятельной деятельности детей (III блок) представлен через перечень мероприятий, которые должен
провести воспитатель по организации развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности,
Образовател
ьная
область
1
Познаватель
ное развитие
Виды
образовательн
ой
деятельности
2
Развитие
элементарных
математически
х
представлений
Познавательно
–
исследовательс
кая
Сенсорное
развитие
«Ребенок и мир
природы»
«Ребенок и
социальный
мир»
Конструирован
ие
Общее количество
Развитие речи
Речевое
развитие
«Воспитание
любви и
интереса к
художественно
му слову».
Первая
группа
раннего
возраста
№6
«Гномики»
Вторая
группа
раннего
возраста
№1
«Пчёлки
6 мес.-1-2
года
1-2 лет
Недел
я
3
-
Год
4
-
нед
еля
5
-
год
6
-
Первая
Младшая
Группа
№2
«Колобок»
№5
«Солнышко
2-3 лет
Вторая
Младшая
группа
№ 10
«Ромашки»
№ 12
«Звездочки
3-4 лет
Средняя
группа
№3
«Кадеты»
№8
«Светлячки»
Старшая
№9
«Лучики»
Подготов.
к школе
№ 11
«Непоседы
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Нед
Год
еля
7
8
В режимных
моментах
Нед
еля
9
1
Нед
еля
11
1
Год
10
36
Год
12
36
Нед
еля
13
1
Год
14
36
Нед
еля
15
2
Год
16
72
В режимных моментах, интегрируется с другими ОО
2
72
2
72
2
Интегрируется с другими ОО
72
1
.
.
2
2
72
72
36
1
36
В режимных моментах,
интегрируется с другими ОО
3
108
3
108
2
72
2
72
2
72
2
72
2
72
1
36
В режимных моментах, интегрируется с
1
36
другими ОО
1
36
1
36
1
36
1
36
1
36
1
36
3
1
1
108
36
36
4
1
1
144
36
36
Подготовка к
обучению
грамоте
Общее количество
Музыка
Художествен
но –
Рисование
эстетическое
Лепка
развитие
Аппликация
Общее количество
Физическое
Физическая
развитие
культура
Бассейн
Общее
количество
Игры –
Социально –
развлечения,
коммуникат
Моделирование
ивное
ситуаций по
ОБЖ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЗАНЯТИЙ
Формировани
е привычки
самообслужив
ания – уход за
зубами у детей
4 – 6 лет
Реализация
«Оригами»
вариативной (художественн
части
ая
программы направленнос
педагогами
ть)
ДОУ и
«Роботоша»
сетевое
(техническая
взаимодейст направленнос
вие с
ть)
педагогами
«Маскарад»
дополнитель (художественн
ного
ая
-
-
-
-
-
2
1
1
2
72
36
36
72
2
1
1
2
72
36
36
72
2
2
0,5
0,5
3
2
2
72
72
2
7
252
2
8
288
-
-
-
-
1
36
1
36
72
72
18
18
108
72
2
2
1
0,5
0,5
4
2
72
72
36
18
18
144
72
2
2
1
0,5
0,5
4
2
72
72
36
18
18
144
72
3
2
1
0,5
0,5
4
2
108
72
36
18
18
144
72
3
2
1
0,5
0,5
4
2
108
72
36
18
18
144
72
72
1
3
36
108
2
4
72
144
2
4
72
144
2
4
72
144
Организация и реализация проектной и инновационной деятельности,
Совместная и самостоятельная игровая деятельность
в мини – центрах
моделирование ситуаций по ОБЖ
дидактические, режиссерские, театрализованные и сюжетно – ролевые
игры)
10
360
11
396
12
432
14
504
15
540
В режимных моментах, интегрируется с
другими ОО
1
1
36
1
36
36
образования
(ЭБЦ)
(естественно
-научная
направленно
сть)
направленнос
ть)
«Волшебный
квиллинг»
«Дошколятам
о природе»
социальное
«Азбука
финансов»
«Мир
шахматных
полей»
«Маленькая
ракетка»
физическое
физическое
физическое
физическое
«СтепАэробика»
«Волшебная
лыжня»
7
252
8
288
10
360
11
396
12+
2
432+72
1
36
1
36
1
36
14+
5
504+1
80
1
36
1
36
1
36
1
36
15+
5
540
+18
0
организация всего помещения группы, размещение атрибутов для сюжетно-ролевых игр детей). Представлены также
краткие рекомендации воспитателю по организации детской игры.
Взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями детей по реализации Программы (IV блок) осуществляется
посредством кратких рекомендаций для родителей, советов по организации домашних занятий, наблюдений в природе,
домашнего чтения детям.
Пояснительная записка к учебному плану
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физкультурно-оздоровительному развитию детей № 40 «Кораблик»
на 2023 -2024 учебный год.
Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физкультурно-оздоровительному развитию
детей № 40 «Кораблик», реализующий образовательную программу, разработан в соответствии с нормативно правовыми
документами:
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384;
в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля
2023 г., регистрационный № 72264);
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от
25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля
2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573);
Рекомендации по формированию инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в целях
реализации программы дошкольного образования» (письмо министерства просвещения РФ №ТВ 413/03 от 13.02.2023;
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
Устав МДОУ ДС № 40;
Программа развития МДОУ ДС № 40
Воспитательно-образовательный процесс построен с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных
особенностей, социального заказа родителей. Образовательный процесс строится на комплексно- тематическом принципе,
с учетом интеграции образовательных областей.
В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная часть.
Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной образовательной программы дошкольного образования
(составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательной программы
дошкольного образования) в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей:
"Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественноэстетическое развитие", «Речевое развитие» входят в расписание непрерывной образовательной деятельности.
Они реализуются как в обязательной (инвариантной) части и (вариативной) части, формируемой участниками
образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарном планировании.
Требования и показатели организации образовательного процесса
(извлечения из СанПиН 1.2.3685-21 Таблицы 6.6, 6.7)
Показатель
Возраст
Норматив
Требования к организации образовательного процесса
Начало занятий не ранее
все возраста
8.00
Окончание занятий, не позднее
все возраста
17.00
дошкольного возраста, не более
от 2 мес.до 1 года
от 1 до 1,5 лет
от 1,5 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
5 минут
8 минут
10 минут
15 минут
20 минут
25 минут
30 минут
Продолжительность дневной суммарной
образовательной нагрузки для детей дошкольного
возраста, не
более
от 1,5 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
20 минут
30 минут
40 минут
50 минут или 75 мин при организации
1 занятия после дневного сна
90 минут
Продолжительность занятия для детей
Продолжительность перерывов междузанятиями, не
менее
от 6 до 7 лет
все возраста
10 минут
Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее
все возраста
2-х минут
Общая информация
В 2023-2024 учебном году в МБДОУ Д/с №40 «Кораблик» г. Николаевск-на-Амуре укомплектовано 10 групп, из них:
Количество
групп
1 «Первая группа детей раннего
возраста»
1 «Вторая группа детей
раннего возраста»
2 «Первая младшая группа»
2 «Вторая младшая
группа»
2 «Средняя группа»
1 «Старшая группа»
1 «Подготовительная группа»
10 групп
Название групп
Наполняемость / максимальная
наполняемость
№ 6 «Гномики»
(с 2-х мес. до 1 года)
№ 1 «Пчёлки»
(с 1 года до 2-х лет)
№ 2 «Колобок»
№5 «Солнышко»
(с 2-х до 3-х лет)
№ 10 «Ромашки»
№ 12 «Звёздочки»
(с 3 до 4 лет)
14
№ 8 «Светлячки»
№ 3 «Кадеты»
(с 4 до 5 лет)
№ 9 «Лучики»
(с 5 до 6 лет)
№ 11 «Непоседы»
(с 6 до 7 лет)
Итого
15
18
19
14
15
17
10
23
26
171
Инвариантная часть: Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г.,регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022
г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и федеральной образовательной
программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)
Вариативная часть :
Региональный компонент: «Маленькие дальневосточники» Л.А. Кондратьева, «Маленьким Нижнеамурцам о городе
и крае»,
«Хабаровский край в играх, легендах и сказках», «Сборник авторских игр и проектов гражданскопатриотической направленности для детей дошкольного возраста».
Парциальные программы: Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», «Мир без
опасности» (И.А. Лыкова), Программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» (Р.Ю.
Белоусова А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина), «Математические ступеньки. Программа развития математических
представлений у дошкольников. ФГОС» (Е.В. Колесниковой), Мы живем в России. Гражданско-патриотическое
воспитание дошкольников (Осипова Л.Е), «Формирование привычки самообслуживания уход за зубами у детей 4-6 лет»
(Антонова А.А.,Галёса С.А.,Лучшева Л.Ф.), «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок к
финансовой грамотности для детей 5-7 лет» (Авторы-составители: А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова И.Л. Кириллов В.Е.
Давыдова, И.С. Мищенко), Обучение грамоте детей дошкольного возраста» (Н.В. Нищева), «Программа обучения и
воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), Программа «Цветные
ладошки» от 2-7 лет. (И.А. Лыкова), Программа по музыкальному воспитанию «Ладушки»(И. М. Каплунова, И.А.
Новоскольцева), «Са-Фи-Дансе» (Фирилева Ж.Е., Сайкина Е. Г.), Программа «Степ-Аэробика – «Топ-Топ»
(Е.Г.Сайкина, С.В.Кузьмина), «Бадминтон для дошкольников» (Л.Л.Тимофеева), Программа «Феникс». Шахматы для
дошкольников
(Кузин А. В., Коновалов Н. В., Скаржинский Н. С.), «Программа обучения детей плаванию в детском саду» (Воронова
Е.К.), «Лыжи в детском саду» (Голощекина М.П), «Программа обучения настольному теннису детей старшего
дошкольного возраста «Невская ракетка». (Морозова А.В.),
Особенности реализации базовой и вариативной части учебного плана.
Учебный план составлен с учётом соблюдения минимального количества времени отведённого на непосредственно
образовательную деятельность и на реализацию пяти образовательных областей.
Фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей в ДОУ является забота об укреплении их здоровья.
Поэтому данный учебный план не превышает максимальный объём нагрузки воспитанников при 5-ти дневной рабочей
неделе.
Ведётся работа по дополнительному образованию: «Роботоша», «Дошколятам о природе» (Игровая экология), «СтепАэробика», «Мир шахматных полей», «Волшебный мир оригами», «Волшебная лыжня», «Волшебный квиллинг»,
«Маскарад», «Азбука финансов», «Маленькая ракетка».
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не
превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 мин и 1,5 часа соответственно. В середине
времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, воспитатели проводят физкультминутку.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего
времени, отведенного на образовательную деятельность. Образовательная деятельность, требующая повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее
высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями. В середине
занятия статического характера педагоги проводят физкультминутку. Перерывы между образовательной деятельности
– не менее 10 минут.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме
дня различные виды детской деятельности.
Организация жизнедеятельности МБДОУ ДС № 40 предусматривает как организованные педагогами совместно с
детьми (НОД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей.
В план непосредственно образовательной деятельности включены пять областей, обеспечивающие социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Каждой образовательной области соответствуют определённые базовые виды деятельности согласно ФГОС.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие"
Базовые виды деятельности:
социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание;
самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
формирование основ безопасности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Базовые виды деятельности:
развитие познавательно- исследовательской деятельности;
приобщение к социокультурным ценностям;
формирование элементарных математических представлений
ознакомление с миром природы
Образовательная область « Речевое развитие»
развитие речи;
художественная литература
Образовательная область « Художественно- эстетическое развитие»
приобщение к искусству;
изобразительная деятельность;
конструктивно- модельная деятельность;
музыкально- художественная деятельность
Образовательная область « Физическое развитие»
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
физическая культура
Организация жизнедеятельности ДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми
(занятия, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и
сетка занятий соответствуют виду и направлению ДОУ.
В детском саду функционирует «Логопункт», где работу по коррекции речевых нарушений с детьми старшей и
подготовительной группы проводит учитель-логопед высшей квалификационной категории – Шинякова Т.В.