МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описание образовательной программы
Одной из важных проблем образования
сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели
образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования
детям с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование дает
возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями
здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного
учреждения.
Модель развития инклюзивного
образования необходима для решения ряда проблем, связанных с социализацией
детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления
посредством развития социально-личностных умений детей.
Для начала необходимо создать
определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей
системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого
ребенка, используя разнообразные формы, методы и приемы образования.
Ситуация развития ребенка станет более
открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений. Для
этого необходимо создать адекватные модели и конкретные технологии психолого-педагогического
сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать
этот процесс максимально адаптивным и пластичным.
Возможность реализации модели инклюзивного образования в
нашем ДОУ обусловлена:
•
наличием условий предметно-развивающей среды
(кабинет специалистов; музыкальный и физкультурный залы) и достаточной
оснащенностью специальным оборудованием;
•
положительным опытом реализации в ДОУ АОП для
детей с ограниченными возможностями здоровья;
•
наличием кадровых условий, высоким
профессионализмом педагогов ДОУ;
•
наличием ПМПк в ДОУ;
•
наличием статуса Ресурсного центра инклюзивного
образования.
Настоящая
МОДЕЛЬ инклюзивного образования муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад общеразвивающего
вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физкультурно-оздоровительному развитию детей № 40 «Кораблик» (далее по тексту
ДОУ) предназначена для соблюдения прав детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее по тексту дети с ОВЗ), расширения межведомственного
взаимодействия, формирования доступного обучения и воспитания для всех
участников образовательного процесса. В ДОУ осуществляется реализация основной
образовательной программы дошкольного образования, проектов, обеспечивающих обучение и воспитание детей.
Инклюзивное образование детей ОВ в нашем ДОУ реализуется через следующую
модель:
Полная инклюзия – дети с ОВЗ и инвалид посещают детский сад
наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному
маршруту.
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется
следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:
- беседа и анкетирование родителей;
- диагностика развития ребенка с ОВЗ;
- наблюдение за поведением в группе;
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и
дефицитов ребенка, составление ИОМ и индивидуального образовательного плана.
3. Планирование
образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей
детей группы.
4. Организация
совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными
потребностями в условиях общеразвивающей группы.